- Нарт – перевод
- см. НартНарты – герои древних эпических сказаний осетин и многих других народов Кавказа. В образе Нартов прослеживаются черты мифологических персонажей; Нарты, воспринимаемые осетинами как их предки, в определенной мере сопоставимы с мифологическим племенем первых людей. В осетинском эпосе нартовское общество – Нарта – состоит из трех родов – Алагата, Ахсартагката и Бората, каждый из которых имеет отличительные особенности: первый отличается умом и является владельцем знаменитой нартовской чаши Уацамонга; второй мужественностью, это род главных героев эпоса; третий – бесчисленными стадами скота и табунами коней. Отношения между нартовскими родами в осетинском эпосе имеют весьма противоречивый характер: Нарты вместе ходят в военные походы, вместе предаются многодневным пиршествам, роднятся между собой; однако на протяжении всего эпоса четко проходит мотив неутихающей вражды между Ахсартагката и Бората (например, уничтожение Батрадзом старшего из рода Бората – Бурафарныга и его семерых сыновей), между Ахсартагката и Алагата (коварное убийство Сосланом единственного героя из рода Алагата – юного Тотрадза, силой своей превосходившего всех именитых нартов). Сложны отношения нартовских родов не только между собой, но и с небожителями и другими божествами осетинского эпоса. Некоторые из нартов находятся в тесном родстве с небожителями и другими божествами. Так, например, Дзерасса является дочерью Донбеттыра, Сатана – дочерью Уастырджи, Сослан (по некоторым вариантам) – сыном Уастырджи, братья-близнецы Уырызмæг и Хæмыц племянниками Донбеттыров; воспитателями сыновей Уырызмæга являются небожители Сафа и Фалвара; Курдалагон в своей небесной кузнице закалил нартов Сослана и Батрадза, Сослан женат на дочери солнца Ацырухс. Нарты – частые гости у небожителей, небожители, в свою очередь, частые сотрапезники Нартов на их знаменитых пиршествах. Все это, однако, не мешает Нартам; в частности Батрадзу, воевать с небожителями и уничтожать их в больших количествах (однажды, возвращаясь с охоты, Батрадз убивает сразу семерых Уастырджи и семерых Уацилла и т.д.). Вообразив себя равными с богами, Нарты вызвали на себя гнев Хуыцау. Поставленные им перед жестким выбором между вечной жизнью и вечной славой, Нарты отдают предпочтение вечной славе. «Нарты, это – образ чудесного легендарного мира, воссозданный с такой могучей простотой и пластической силой, что он становится нам близок и понятен, и мы отдаем невольную дань поэтическому гению создавшего его народа». (В.И.Абаев)
Словарь по этнографии и мифологии осетин. 2014.